Великий шелковый путьВеликий шелковый путь - система торговых артерий между Китаем, Ближним Востоком и Европой, существовавшая со 2 века до н.э. до 15 века н.э.
Этапы развития Считается, что до появления Великого шелкового пути не было дорог, связующих между собой страны Востока и Запада. Это утверждение неверно. Задолго до его появления существовало несколько подобных торговых артерий. - в 3 тыс. до н.э. появился «лазуритовый путь», по которому лазурит поставлялся из Памира в Индию и Междуречье.
- во 2 тыс. до н. э. начал функционировать «нефритовый путь», по которому нефрит из Прибайкалья и Восточных Саян поступал в Китай. - в 1 тыс. до н.э. эти две караванные артерии начали сливаться в одну, однако торговля по-прежнему шла через посредников. В 123-119 гг. до н.э. китайцы одержали многочисленные победы над кочевыми народами хунну и открыли таким образом беспрепятственный путь на Запад. За полторы тысячи лет функционирования Великого шелкового пути направления трасс значительно менялись, тем не менее основными можно считать два: северное направление - от Китая к Волге и Черному морю, и южное направление - от Китая на Ближний Восток и север Индии. Эволюционирование в разные исторические эпохи В разное время Великий шелковый путь находился под контролем нескольких империй: Тюркского каганата (6 век), государств Чингисхана (13-14 века) и Тамерлана (14 век). Такой контроль гарантировал торговцам безопасность перевоза груза, защищал их от грабежей, а также предотвращал разорение и запустение в перевалочных пунктах. Наибольшее развитие и расцвет этот караванный путь получил во времена правления Чингисхана. После его смерти, четыре династии потомков, в том числе китайская империя Юань, в течении около 150 лет обеспечивали порядок на всем пути следования Шелкового пути. Однако по прошествии этого времени многие торговые города были уничтожены, и вскоре дорога перестала существовать. Особую роль в этом сыграло развитие мореплавания, которое оказалось более быстрым и эффективным способом транспортировки. Развитие торговли в различных странах Во времена раннего Средневековья Европа не могла конкурировать с Востоком в качестве своих товаров, поэтому эпоха Шелкового пути характеризовалась «перекачиванием» золота и серебра из стран Запада в Китай. Восточные товары, такие как китайский шелк, азиатские пряности, а также фарфор и чай чрезвычайно высоко ценились европейцами. Цена на некоторые товары равнялась весу золота или даже превышала его (например, шелк-сырец), и только в концу 17 века европейские товары достигли уровня восточных.
Появление торговых городов Торговые города, такие как Кашгар, Самарканд и Турфан, возникли в результате появления особой торговой инфраструктуры. После установления прочных торговых отношений между Западом и Востоком возросла необходимость в перевалочных пунктах, урегулировании торгово-денежных отношений и защите от грабителей. Строительство торговых городов решило эти проблемы. Жизнь таких полисов была подчинена обслуживанию купцов-караванщиков, для них обязательно строились караван-сараи (аналог восточных гостиниц) и организовывалось обслуживание. Целая армия работников из разных отраслей обеспечивала процветание торговли - это переводчики, менялы, охранники. В связи с отсутствием единой денежной системы, а также с опасностью грабежей, уже в 10 веке в таких полисах стала действовать чековая система. Торговец обменивал свои деньги на бумагу, которой впоследствии оплачивал товар. Несмотря на былое величие, большинство из этих городов прекратило свое существование одновременно с Шелковым путем. Развитие прав собственности Сохранность имущества и безопасность жизнедеятельности торговцев были основными условиями нормального функционирования Шелкового пути. Купцы объединялись в торговые гильдии по принципу вероисповедания или национальности. Их караваны включали в себя тысячи животных и вооруженных людей. Такие меры могли в некоторой степени защищать их от нападений мелких разбойников. Кочевники же, долгое время существовавшие за счет грабежей торговых людей, в эпоху Шелкового пути стали выступать в роли проводников. Отличие от современной торговли Во времена величия Шелкового пути зародились основы современных торговых отношений, такие как чековая система и защита права собственности. Однако это в целом мало влияло на развитии экономики в странах Запада, ведь ввозимыми предметами роскоши могли пользоваться только элитарные слои общества. Кроме того, международная торговля в Средние Века была сопряжена с различными опасностями - во время долгой дороги купцы часто умирали от тяжелых болезней и страдали от непривычных погодных условий. Стоит упомянуть, что на деятельность торговцев большое влияние оказывали местные правители, облагая купцов немыслимыми пошлинами, но и защищая их права. Тем не менее, такой опасный вид деятельности приносил колоссальные доходы.
Культурный обмен - распространение технологий, знаний, идей Основная тенденция культурного обмена - обмен технологиями и промышленными достижения Востока в обмен на сельскохозяйственные культуры Запада. Так, на протяжении долгого времени Китай был монополистом в торговле шелком, чаем и фарфором. Эти товары обменивались на неизвестные до этого на Востоке виноград, фасоль, лук, морковь. В результате взаимодействия культур производство получило толчок в развитии. Известно, что порох изобрели китайцы, однако европейцы заимствовали его для изготовления огнестрельного оружия. Великий шелковый путь также способствовал популяризации восточных учений на Западе, и наоборот. Благодаря торговым караванам, буддизм и ислам получили широкое распространение в странах Ближнего Востока. Европейцы же смогли узнать о новых далеких землях, которые путешественники получали, проходя по Шелковому пути. Возобновление пути в 20-21 веках В конце 19 - начале 20 века было предпринято строительство КВЖД, соединившей китайскую Маньчжурию и Владивосток с европейской частью России. Позднее еë дополнила Байкало-Амурская магистраль. Можно сказать, что сегодня эта железнодорожная система является аналогом Шелкового пути. В конце 90х годов 20 века началась реализация проекта ТРАСЕКА, который должен связать Европу, Кавказ и Азию в единую транспортную цепь. | ||