Мифология КитаяКитайская мифология представляет собой сложное сочетание нескольких древнейших мифологических систем – древнекитайской, буддистской и даосской. Реконструировать мифологию Древнего Китая удалось по историческим и философским, религиозным учениям – великим трудам, созданным за несколько веков до нашей эры. В их числе – «Шу-цзин» (датирована XIV-XI в. до н.э., «Книга истории» из конфуцианского пятикнижия), «И-Цзин» (создана в VIII-VII в до н.э., «Книга перемен»), «Чжуан-цзы», (IV-III в.до н.э., по имени философа), «Ле-цзы»(«Трактат учителя Ле»), «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э, трактат по мифологии). Немало сведений о классической мифологии почерпнуто из трактата «Шань хай цзин» («Канон гор и морей», III-середина I тысячелетия до н.э.) и поэзии Цюй Юаня. Древняя китайская мифология
Для китайской мифологии особенно характерно стремление к историзации на всех уровнях. Так, например, герои мифов смежаются с императорами, а второстепенные духи – с чиновниками: считается, что они были реальным личностями, деятелями глубокой древности. Не меньшее значение имеют и тотемные животные. Принято считать, что в основу китайской мифологии легли верования и легенды двух племен. Первое племя верило, что предком их была ласточка, второе считало прародителем змею. Так, постепенно змея в мифах приобрела облик дракона (Лун), который был связан с подземными силами и стихией воды, а птица по ряду версий является прототипом Фэнхуан – мифической птицы. Объединенный символ Дракон и Фэнхуан – олицетворение государя и государыни. В числе древнейших мифов Поднебесной находится и миф о Хаосе (Хуньтунь). В нем повествуется о том, что до существования Земли и Неба была первозданная тьма, в которой блуждали бесформенные образы, а потом возникли два божества – Паньгу и Нюйва. Паньгу рос, и по мере его роста Земля отделялась от Неба, он породил и явления природы. Паньгу вздыхает – дует ветер и льет дождь, выдыхает – грохочет гром и сверкает молния, закрывает глаза – и приходит ночь. Паньгу умер, а из его локтей образовались горы, а длинные волосы превратились в деревья и траву. Паразиты, которые населяли его тело, превратились в людей. В этом мифе о Паньгу высказаны космологические представления древних племен Поднебесной, а также высказана одна из ключевых идей восточной философии – связь внешнего и внутреннего космоса. Цикл мифов о Нюйве, получеловеке-полузмее, считается еще более древним. В мифах Нюйва предстает демиургом, прародительницей людей и всех вещей. И если Паньгу участвует в сотворении стихий и мира неосознанно, пассивно, то Нюйва собственноручно совершенствует и реставрирует мир: например, в мифах она чинит небосвод, подпирает мир ногами черепахи, а также собирает золу тростника, чтобы воды не разлились. Один из самых известных древних мифов о герое – миф о Фуси, который считается первопредком одного из восточнокитайских племен. Традиционно Фуси представляется в облике человека-птицы, заботящемся о человечестве. Мифы повествуют о том, как Фуси научил людей охотиться и рыбачить, жарить мясо на огне. Именно он считается изобретателем рыболовных сетей и гадальных триграмм. Специалисты предполагают, что в образе Фуси воплотилось тотемное животное – ласточка. В мифах повествуется и о дальнейшей судьбе Фуси, который, по преданиям, вступил в брак со своей сестрой Нюйвой для возрождения человечества после потопа. При этом согласно ранним мифам потоп был воплощением водного хаоса, а уже после стал трактоваться как наказание за грехи.
Поздняя народная мифология Китая Для позднего времени в китайской мифологии наблюдается традиция обратная историзации мифических героев. Для Средних веков характерна мифологизация исторических деятелей. Их стали превращать в богов, покровителей городов и ремесел. Сейчас причины обожествления того или иного деятеля кажутся случайными, хотя часто происходило это официально по повелению императора. Например, мифологизация Лю Бэя, полководца 3 в.н.э. Из его жизнеописаний известно, что в юности он занимался плетением циновок и соломенных туфель, это сделало его в поздней китайской мифологии богом плетенщиков. А его друг Гуань Юй, известный своим мужеством, был обожествлен в качестве стража монастырей, позже – покровителя демонов. А с XVI века он стал богом войны Гуанди. Вот так реальные герои III века до н.э. превратились позднее в универсальных благодетелей. К концу первого тысячелетия мифологические системы Китая все больше сближаются. Синкретическая мифология объединяет в одну систему буддистскую, даосскую, народную мифологии и героев конфуцианского культа. Еще более активно синкретизация шла в деревне, где в одном храме могли находиться статуи Будды, Конфуция и Лао-цзы. В городах процесс шел медленнее, и приверженцы разных религий еще предпочитали разных божеств. Однако, синкретизм привел к тому, что в Средние века появился сводный пантеон богов во главе с Юйди. В период позднего Средневековья мифологические герои синкретичного пантеона стали появляться на народных лубках, заменявших китайцам иконы. Эти лубки распространены и по сей день. | ||