КВЖД
Китайско-Восточная железная дорога явилась оптимальным вариантом соединения Сибирской дороги с Уссурийской. КВЖД проходила через Манчжурию, что выходило на 514 верст короче, если бы дорогу проложили так, как изначально планировали: внутри Российской Империи. Соединение же Сибирского пути с Владивостоком через китайские территории представлялось более выгодным экономически и технологически. К тому же, прокладка дороги через Китай давало России некоторые политические дивиденды. После японо-китайской войны 1894-95 Россия и Китай заключили союз и документально закрепили строительство КВЖД. Строительство дороги (1897 — 1903) Первые русские инженеры приехали в Манчжурию проводить анализ местности уже в 1897 году. Одновременно с анализом местности был принят ряд мер по обеспечению дороги строительными материалами, поскольку никак нельзя было подойти к месту ни с запада, ни с востока, из-за неготовности путей. Забайкальская железная дорога еще не была введена в эксплуатацию, а Уссурийская была проложена не до конца. Для поставки стройматериалов на КВЖД пришлось даже создать особое речное пароходство. Летом 1990г., когда было уложено 1300 км рельсового пути, в Китае произошло ихэтуаньское восстание. После чего 80% КВЖД было захвачено и около двух третей оказалось разрушено повстанцами. Кроме этого были расхищены склады материалов, разрушена коммуникация и угольные копи. Не смотря на это, уже в октябре 1891-го путь был сомкнут и приведен в рабочее состояние. Началась перевозка пассажиров и почты.
Строительство железнодорожной линии велось прогрессивными методами. 1 июля 1903г. КВЖД открыли. Протяженность дороги составила 1906км. Строительство стоило царскому правительству более 375 млн. рублей золотом. Российская Империя получила в Китае привилегии: экстерриториальность КВЖД для русских подданных, право иметь войска для охраны дороги и собственную полицию в «полосе отчуждения». Первые годы эксплуатации КВЖД были чрезвычайно сложными из-за потерь в русско-японской войне(1904-1905). С 1907 г. Дела наладились, дорога стала работать в нормальных условиях. Далее значение КВЖД только возрастало и еще до первой мировой войны, дорога стала фактором ускоренного развития региона и важной магистралью между Восточной Азией и Европой. | ||