КонфуцианствоКонфуцианство – философско-религиозное учение о правильной жизни. Основателем этого учения является Конфуций, в отличие от многих других основателей религий, он – историческая личность. Конфуцианство – это система частной и политической этики, касающаяся чисто практических норм поведения. Это учение об управлении на всех уровнях: от государственного, до семейно-бытового. Складывалось конфуцианство постепенно(206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Оно представляет собой собрание узаконенных традиционных семейнородовых обрядов Китая. Конфуций принципиально не выдумывал для своего учения ничего нового. Для него важно соблюдение древних законов и обычаев, поэтому основой учения стал один из древнейших культов – культ предков. Для китайцев нет ничего важнее сыновей почтительности (сяо) и почитания предков. При этом, хоть почитание духов предков было важным для становления конфуцианство. Обряды, посвященные им, проводятся не для удовлетворения мертвых. Сами по себе духи явились чистой формальностью. Суть в том, что эти обряды были установлены с давних времен. Главной опорой и правилом жизни философия Конфуция считают именно это строгое соблюдение обрядов. Это, как считал философ, необходимое условие народного существования. Без соблюдения обрядов конфуцианство не мыслит ни правильного земледелия, ни правильного управления государством. Обряды разделяют людей на управляющих и подчиненных, старших и младших. Легитимизируют власть и государей и отцов, порождают уважение к ней, а значит и эффективное соблюдение управленческих решений. Конфуцианство стало этической стороной любого школьного образования в средневековом Китае на протяжении многих столетий. Оно привнесло в жизнь народов Древнего Востока неоспоримые нравственные нормы, по силе воздействия, не уступающие десяти библейским заповедям.
Философия Конфуция опирается на учение о «пяти постоянствах» : благопристойность, правдивость, разумность, чувство долга и человеколюбие. К ним добавляются «пять связей» : государь и подданный, господин и слуга, родители и дети, муж и жена, друзья. Эти отношения признавались важнейшими, доминировали в обществе над всеми остальными. Безусловная преданность господину – основа государственной жизни и главная черта характера «благородного мужа». Непререкаемость родителям, а прежде всего отцу и подчиненность жены мужу – основа благополучной семьи. Обязательным считалось не только уважение к старшему по возрасту, но и к старшему по чину. И только связь между друзьями не была связанна с подчиненностью. Так как отношения между ними должны быть равными и бескорыстными. Конфуцианство требовало от личности высокой морали, благородства духа и постоянного совершенствования. Учителя, передававшие учение должны были ревностно охранять опыт предшествующих поколений и предотвращать возможности превратного толкования. | ||