Китайский фарфор
Китай – родина фарфора. Фарфоровая история Поднебесной насчитывает белее трех тысяч лет. За это время фарфор стал вершиной китайского прикладного искусства. В Китае его стали производить примерно в 6-7 веке. Благодаря совершенствованию технологий и подбору удачных компонентов изделия делались все более изящными, отличающимися белизной и тонкостью. Китайский фарфор менялся вместе с развитием страны, традиции изготовления зависели от региона, где проживали мастера. Например, фарфор Цзюнци провинции Хэнань с красноватым блеском, сочетанием белого, синего и фиолетового считается лучшим фарфором династии Сун. Это был отличный период для развития фарфорового искусства. Фарфор мог по ценности и изысканности не уступить золоту и нефриту. Самыми известными мастерскими в то время были Люнцюань и Дэхуа. Изделия последних, как правило, покрывались только белой глазурью и украшались гравировкой и рельефным рисунком. В Люнцюань изделия покрывались нежно-голубой или светло-зеленой глазурью. В провинции Чжэзян изготавливали известный на весь мир синий фарфор Цинцыю. Его красоту сравнивали с нефритом, а чистоту – с зеркалом. Китайцы уподобляли его звучание древнему инструменту Цинн, представляющего собой изогнутую пластину из нефрита, камня и меди. Посуда из синего фарфора отлично раскупалась в Восточной Азии, Европе и арабских странах. Другой известный фарфор производили в провинции Цзянси, в городе Цзиндэчжень. Изделия здесь отличались очень высоким качеством и, как говорили свидетели, они были ослепительны, как снег и прочны как металл. Фарфор искусно расписывался. На рисунках часто воссоздавались флора и фауна Китая. На вазах, тарелках, чашках и другой посуде расцветали лотосы, орхидеи, розы и еще много прекрасных цветов. Лучшие образцы фарфоровых изделий приобретались императорским двором или шли на экспорт. Цзиндэчженьский фарфор вместе с бархатом и парчой отправлялся по Великому шелковому пути на Средний Восток и в Европу. Технологии изготовления фарфора со временем только развивались. Развивался и Цзиндэчжэнь, превращаясь в фарфоровый центр страны.
Первые фарфоровые изделия эпохи Минь были чисто белыми, слегка покрытые глазурью. Позднее стали использовать синюю краску, которую привозили с Явы и Суматры. Но белые изделия не уступали по красоте раскрашенным. В эпоху Мин (14-17 века) и Цин (17-20 века) способ украшения фарфора подглазурным кобальтом получил большую популярность. Ранние изделия отличались светлым серо-голубым оттенком, на них обычно наносился растительный орнамент. В начале 15 века начинает употребляться и красная краска естественного происхождения. С середины 16 получил распространения способ раскраски «доуцай» сочетавший подглазурный кобальт с пестрыми эмалевыми красками. Для эпохи Мин характерно изобретение новых цветов и технологий для росписи фарфора. Золотым веком фарфора стал 18 век, время правления династии Цинн. В это время глазурь, покрывавшая фарфор, обрела невероятное богатство вариантов. К этому же времени относится изобретение розовой эмалевой краски. В конце 19 века произошел спад в фарфоровом производстве. Революции и народные волнения задерживали мирную жизнь. Но после образования КНР правительство стало восстанавливать разрушенные фарфоровые заводы. Сегодня Китай до сих пор изготавливает фарфор высокого качества и высокой художественной ценности, что свидетельствует о продолжении древней традиции и новых достижениях. | ||